Гениальность и шизофрения
Прежде всего, следует выяснить — что мы называем гениальностью и, какая функция головного мозга отвечает за гениальность. Обратимся к определениям: Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Очевидно, что не память совершает открытие неизведанных путей, не эмоции или воля, но явно мышление. А что есть мышление? Вспомним официальное определение: Мышление — процесс установления новых существенных свойств, связей и отношений, не полученных в первичном акте восприятия объекта или ситуации.
Другими словами, мышление это способность индивидуума вычислить скрытые свойства объекта, которые сразу (в первичном акте восприятия) были не заметны. Ещё в определении говорится о связях и отношениях. То есть, несколько объектов как-то связаны между собой, но на первый взгляд этой связи не видно. Мыслящий индивидуум способен вычислить эти связи между объектами. Вычислить, что они существуют. В одном определении — неизведанные пути, в другом — связи. В принципе, понятия смежные. Не синонимы, но путь — та же связь.
Из этого можно сделать вывод о том, что, по сути, с точки зрения психиатрии, гениальность соответствует нормальному мышлению. Для наглядности рассмотрим несколько примеров. Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Как мы знаем, началось всё с падения яблока, сорвавшегося с ветки дерева. Первоначальный вывод: "Все тела, лишенные опоры, стремятся к земле". Знали люди об этом раньше, до 17 века? Конечно знали, но сформулировать никому не приходило в голову. Ньютон сформулировал и не остановился на достигнутом, пошел дальше и, окончательная трактовка закона уже сильно отличается от первоначальной, затрагивая небесные тела.
По сути, этим открытием Ньютон продемонстрировал не только здоровое мышление, но и волю, эмоциональную устойчивость. Дойти до логического завершения начатого, не остановиться на полпути, тут нужно иметь сильную волю, а не только работоспособный ум. Можно вспомнить Пифагора, Архимеда, Декарта — в момент совершения своих открытий они явно не страдали психическими отклонениями. Мысли четки и структурированы, логичны и последовательны. Но это ученые, сторонники логики и точных наук.
А вот Пушкин Александр Сергеевич — тоже признанный гений. Поэт. Что наблюдается в его стихах? Идеальная, отточенная рифма, ставшая классическим примером для подражания. Прекрасный слог — стихи Пушкина эквиритмичны и легки к восприятию. Однако, рассмотрим глубже творчество Пушкина. Помимо прекрасного изложения, в произведениях Пушкина можно найти и глубинный смысл. Не только в стихах.
Вспомним "Сказку о рыбаке и рыбке". Такой потрясающий, беззлобный стёб над старухой. И ведь как тонко всё подмечено: запросы растут, старуха требует всё больше, характер портится. Чем закончилась сказка — все помнят. Но примечательно здесь то, что природа большинства женщин с тех пор так и не изменилась. Пушкин просто ярко продемонстрировал нам отсутствие самоконтроля у старухи, примитивные инстинкты.
Кроме того, в этой сказке Пушкин продемонстрировал своё умение анализировать, делать выводы, обобщать и выявлять скрытые свойства (характеристики) объекта. В данном случае — большинства женщин в лице ненасытной старухи.
Подводя итог, хочется провести четкую грань между гениальностью и психическими заболеваниями. Не исключено, что некоторые гениальные люди закончили свои дни, будучи душевнобольными. Но прямой зависимости между гениальностью и психическими заболеваниями нет. На момент совершения своих открытий они явно обладали здоровым умом и твердой памятью. Потому и признаны обществом, что их мысли нашли живой отклик и понимание в сознании других людей.