windows-1251 Шизофрения, как и было сказано
Новое время No 49 1997 г.
Валерия Новодворская
Шизофрения, как и было сказано
На нашем небосклоне зажглись сразу две кинозвезды. Щедрый
дар родному кинозрителю от Василия Ливанова, который под личиной
Шерлока Холмса разнюхал-таки, каков моральный облик Рыцаря
Печального Образа из фильма "Дон-Кихот возвращается". Ну, а
другое небесно-кинематографическое тело на околороссийской
орбите, вошедшее в плотные слои политической атмосферы, - фильм
"Шизофрения". Здесь еще проще: ей нет нужды возвращаться, она
всегда с нами и никогда с советским народом не расставалась. А
советского народа осталось до фига, и бродит он среди русского
отборного просто толпами, как бочки дегтя среди ложек меда.
С "Шизофренией" поработал наш добрый доктор Айболит,
многостаночник, профессор кислых щей и грязных тарелок маэстро
Коржаков. Оказывается, он не только прозаик, филозоф без огурцов,
энциклопедист, написавший "Хроники времен Бориса II", да еще с
картинками, вроде комикса.
Ах, рано встает охрана! И все успевает. А поскольку эти
фильмы - вещественные доказательства преступности предшествующей
эпохи, предъявим их народному суду.
Затюканные большевиками Василий Ливанов и Армен Джигарханян
на паях пересмотрели положительную характеристику, выданную
мировой и российской (да и советской тоже) традицией гражданину
Дон-Кихоту. До какой степени наш Дон-Кихот похож на большевиков!
Жил бы себе в Ламанче с племянницей и ключницей, занимался бы
своими частными делами.
Но когда некто вычитывает из какого-то пыльного фолианта
(неважно, что это будет: Маркс или рыцарские романы) рецепт
спасения человечества, неприятностей от него не оберешься. А если
их соберется целая свора (стая, коллектив, отряд особого
назначения, продотряд), то тогда, в урочный день мартобря 25-го,
произойдет пресловутая Октябрьская революция. А поскольку
рыцарские романы во времена Дона Кихано уже были таким же бредом
и анахронизмом, как в ХХ веке - марксятина-ленинятина, то с
самого начала получалась комедия, хотя и пессимистическая.
Интеллигент-разночинец Чернышевский, Анпилов, Желябов,
Бухарин, Дон Кихано) начинает читать подрывную литературу.
Вычитав там что-нибудь про эксплуатацию народа капиталистами
(феодалами), про социальную справедливость и основоположников
научного социализма (или Амадиса Галльского), кандидат в
спасители человечества напяливал на свою бедовую голову медный
тазик, стянув его предварительно у цирюльника, хватал ржавое
копье (или стопку "Искры" и работу В.И.Ленина "Государство и
революция") и отправлялся спасать человечество (пролетариат).
Зачинщиком, естественно, была интеллигенция (Василий Ливанов, то
есть Дон-Кихот). А примитивный, но прагматичный Санчо Панса в
исполнении Армена Джигарханяна (надо полагать, народ) знать не
знал никакой Дульсинеи Тобосской или там рыцарских подвигов, но
ошалел и попер за интеллигенцией в тазике, поскольку ему посулили
журавля в небе: губернаторство на острове. То есть что-то вроде
Коминтерна: парочка колоний, Балтия, Ангола, Чехословакия,
Туркестан, Грузия. Наместников много было нужно.
Но пролетарию Санчо Пансе не повезло. Остров накрылся тем
самым медным тазом, сворованным у цирюльника, зато синица в руках
(хозяйство, клочок земли, ослы) уплыло. Санчо Панса погнался за
химерой вроде коммунизма, совсем как многострадальный российский
народ. Результат известен.
Равнодушие к своей семье, к своим близким, брошенным ради
спасения человечества - это вполне большевистская черта, не
только донкихотская. А неведомая никому Дульсинея Тобосская,
которой, даже без примерки, заставляет присягать на верность.
Причем насильственно, под страхом приставленного к горлу копья.
Как нам любить Чука и Гека, советующих "беречь ту землю,
которая зовется советской страной"? Как сочувствовать сыну
молдавской комсомолки Марицы Маргулис Альке из "Военной тайны",
зная уже про то, что скоро будет с Молдавией, зная про участь
раскулаченной и отправленной вместе с односельчанами по этапу в
Сибирь Евдокии Керсновской? Димка и Жиган из "РВС" помогают
красному комиссару. А герой "Школы" сам воюет в Красной Армии.
Петя и Гаврик из книжек Катаева таскают патроны боевикам 1905
года и спасают матроса с "Потемкина". И вот наш вечный Дон-Кихот,
человек из Ламанчи, воспетый Чхеидзе и в мюзиклах...
Герои нашего детства оказались оборотнями, вервольфами, по
ним впору серебряными пулями стрелять. И юный барабанщик к
спартаковцам затесался. Жаль, что там Розы Люксембург еще не
оказалось...
Недаром страшная сказка для непослушных взрослых по сценарию
Коржакова так и называется: "Шизофрения". Мрачно смотрит на мир
охранное отделение. По Коржакову, наши первые (и вторые, и
третьи) вице-премьеры "заказывают" банкиров своим собственным
спецотделам (ФСБ, МВД). А банкиры баллотируются в Президенты.
Банкирмишень "ходит под солнцевскими". У него вилла в дальних
краях. Он, по странному стечению обстоятельств, сильно смахивает
на Бориса Березовского, которого, если верить коржаковским
мемуарам, сам сценарист обещал "пристрелить, как крысу". С ним
водятся все демократы и Пен-центр, либеральные актеры, писатели.
То есть рыльце у них тоже в пушку. В довершение ко всему
положительный герой тоже из "девятки" (как и сам Коржик),
стреляет без промаха, убивает неугодного ФСБ журналиста и банкира
псевдо-Березовского, а потом дает западным журналистам интервью,
как заправский диссидент, и почти что убегает в Париж. Как
видите, новые герои наших сказок не лучше старых. Они тоже
оборотни. ФСБ опускает завесу милосердия над этой сценой, взорвав
самолет с "положительным" героем...
А от героев держитесь подальше. А то еще сделаете себе жизнь
с Робин Гуда или с кого-нибудь из "Отверженных" Гюго.